~ 5 мин

Кривая забывания

Мария Яковлева,
тренер-консультант
TOT-Consulting
Или как сделать обучение эффективным?
Эксперт по работе с HR-брендом
статья
Результативность обучения зависит от того, какая информация останется в головах слушателей после завершения курса или мастер-класса — и надолго ли. Интересно, что прочитав эту статью, через 5 дней вы, возможно, не вспомните, о чем конкретно в ней шла речь. Почему так происходит? Давайте разберёмся.

Немного теории и истории

В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз смог доказать что забывание информации происходит нелинейно. В ходе эксперимента его студенты заучивали слоги, используя различные техники запоминания, а Эббингауз засекал время и наблюдал за тем, как быстро испытуемые забудут новую информацию.

В итоге обнаружилось, что:
через месяц — чуть больше 20%.
спустя 9 часов — 40%,
через 20 минут после заучивания студенты помнят лишь 60% слогов,
Эта зависимость и получила название кривой Эббингауза или кривой забывания.
Результаты эксперимента вновь подтвердили в 2015 году нидерландские ученые Джаап Мурр и Джори Дрос.

Почему мы забываем?

Для процесса запоминания мы пользуемся разными видами памяти:
Хранит информацию, которая нам нужна всю жизнь. Это словарный запас, таблица умножения, глубокие системно полученные знания по специальности, навыки (то что мы делаем не задумываясь — ходьба, плавание, езда на велосипеде).
Долговременная память
Оперативная память
Продолжение кратковременной памяти. Сохраняет то, что постоянно нужно. Например, как считать в уме, методики решения рабочие задачи, формулы и правила пока мы ими активно пользуемся.
Кратковременная (рабочая) память
Хранит информацию в течение короткого времени, пока она актуальна для текущих задач. Например, телефонный номер, который мы только что услышали, или список покупок.
В зависимости от значимости, актуальности и количества повторений, информация может либо сразу выветриваться из памяти, либо оставаться с нами на долгое время.

Забывание — это важный процесс, который позволяет освобождать место для новой, актуальной информации и возобновлять ресурс для её восприятия. Наш мозг просто физически не может хранить всю поступающую информацию — иначе случилась бы перегрузка.

Как учесть особенности запоминания в обучении ваших сотрудников?

Опыт и знания внутренних экспертов способствуют более глубокому пониманию и успешному применению учебного материала.
Вовлечение внутренних экспертов
Информация, связанная с предыдущими знаниями, запоминается лучше. Обучение должно быть структурированным и последовательным, от основ и постепенно переходите к более сложным темам.
Последовательность
Поддерживайте обратную связь и помогайте в применении знаний на практике. Это помогает укрепить уверенность и мотивацию учащихся.
Посттренинговое сопровождение
Поощряйте участников к самостоятельному анализу и выводам. Люди лучше запоминают и глубже усваивают материал, если они сами приходят к ответам.
Активное участие
В процессе обучения приводите примеры реальных задач, для решения которых пригодятся новые знания.
Актуализация и связь с реальной деятельностью
Дозированность информации
Передавайте информацию частями, избегая информационного перегруза.
Повторение и систематизация
Организуйте обучение так, чтобы информация периодически повторялась в течение времени.

Наш подход

Мы проектируем программу обучения так, чтобы участники повторяли изученный материал. Например, в программе развития управленческих навыков мы разбираем инструменты и модели несколько раз, постепенно усложняя ситуации для разбора и оттачивая мастерство участников.

Если сотрудникам предстоит освоить новую сложную программу, или изучить большой объем информации, мы предлагаем серию обучающих коротких мероприятий. Это позволяет давать информацию дозировано и от простой последовательно переходить к сложной. Между модулями участники выполняют домашние задания и получают индивидуальную обратную связь от подготовленных нами внутренних экспертов или от наших консультантов.

Мы делаем акцент на разработке лаконичных, информативных и красивых раздаточных материалов. К примеру, рабочие тетради, содержащие все изучаемые темы, инфографики или памятки.
Прежде чем разработать программу обучения мы берем интервью у нескольких представителей заказчика. Поэтому упражнения и кейсы на тренингах, вебинарах и в домашних заданиях отражают реальную рабочую действительность участников. Это позволяет сразу «заземлять» теорию на практику.
Планируя проект по обучению, мы, совместно с заказчиком, анализируем объем и сложность информации, которую предстоит изучить сотрудникам, и учитываем эти факторы при выборе форматов обучения. Это может быть очный тренинг, дистанционный курс, серия вебинаров, смс-тренинг.

Для того чтобы поддержать применение полученных знаний и умений на практике, мы включаем в программу обучения посттренинговое сопровождение участников, а также готовим внутренних экспертов/супервизоров/наставников, которые хранят и передают знания внутри компании.

Примеры проектов

Создание внутреннего института тренеров по культуре безопасности
Обучение проведению поведенческого аудита безопасности
Программа обучения динамической оценке рисков
Развитие softskills сотрудников «Газпром добыча Уренгой»
Мы поможем вашей компании выстроить эффективный образовательный процесс с учетом специфики вашей работы и особенностей восприятия информации человеком. Отправьте нам запрос, и мы разработаем для вас проект обучения сотрудников.