Как научить сотрудников вести себя безопасно.
~ 5 мин
Денис Витман,
управляющий партнер TOT-Consulting
Всегда
статья
85−95%
Большая доля, согласитесь. Это процент несчастных случаев, произошедших по причине небезопасного поведения работников (разброс в 10% зависит от индустрии, в которой проводились исследования). Следовательно, чтобы кардинально сократить количество аварий и травм, достаточно изменить поведение людей. Обратимся к психологии, а конкретнее — к бихевиоризму.

Наука о поведении
Бихевиоризм, он же бихевиористика или поведенческая психология — направление психологии, которое изучает поведение людей, в первую очередь реакцию на стимул. Помните опыты Павлова? Лампочка загорается — срабатывает рефлекс. Бихевиоризм не погружается в глубины человеческого сознания, он занимается наблюдаемыми внешними стимулами и тем, как человек на них реагирует. Теперь обратимся к фактам.
Факт №1
Сотрудники считают, что ведут себя безопасно.
Среди водителей провели исследование. Их спрашивали: «Насколько хорошо вы водите?» 78% ответили, что они водят отлично, гораздо лучше среднего. «А как вы оцениваете обстановку на дорогах?» 69% этих же водителей описали уровень вождения на дорогах как очень низкий: все остальные водят отвратительно и провоцируют опасные ситуации. На производстве аналогичная ситуация. Сотрудники должны вести себя безопасно. Проблема в том, что они считают, что уже ведут себя безопасно, хотя на самом деле не всегда соблюдают необходимые требования ПБиОТ.
Факт №2
Сотрудники знают, что вести себя безопасно — это правильно.
Еще один эксперимент. Студентам предложили на выбор решить два задания. За первое они получают лотерейный билет на 30 долларов, за второе — только благодарность от организатора. Каждый должен выбрать, какое задание он решит сам, а какое отдаст другому испытуемому. Первую группу спросили, как, на их взгляд, будет правильно поступить. Из 20 участников только один сказал, что заберет оплачиваемое задание себе и считает, что так правильно. Остальные встали на позицию альтруизма. Т. е. в теории люди знают, как поступать правильно, честно, этично, морально или безопасно.
Факт №3
Сотрудники не ведут себя безопасно.
Эксперимент с двумя заданиями проверили на практике. В итоге 80% испытуемых забрали оплачиваемое задание себе. Более того, психологи решили усложнить механику исследования. Участникам выдали монеты и попросили сыграть в орлянку: выпадет орел — оплачиваемое задание достается тебе, решка — переходит коллеге. Шансы 50 на 50. Но! Результаты броска не проверяли, а спрашивали о них. И тут случилось удивительное: из 28 бросков 24 раза жребий выпал так, что оплачиваемое 30-долларовое задание получил подбрасывавший. С безопасностью происходит то же самое.

Парадокс безопасности
Выстраивается логическая цепочка:
Сотрудники считают, что ведут себя безопасно
Сотрудники знают, что вести себя безопасно — правильно
Сотрудники не ведут себя безопасно
Звучит парадоксально — но человеческая психология вообще парадоксальная вещь. У рабочих есть правильные установки: каждый знает, что нужно носить каску, надевать защитные очки, пристегиваться на высоте, и прочие аксиомы ПБиОТ, — но эти установки не всегда определяют их поведение. Чего-то не хватает.

Behavior-based safety
Размышляя над вышеуказанным парадоксом, психологи пришли к выводу, что нужно идти от обратного: пусть поведение определяет установки. Так родилось направление behavior-based safety, или «безопасность, основанная на поведении людей». То, как мы себя ведем, формирует представление о том, как мы должны себя вести.

Эта гипотеза подтверждается экспериментально. В Торонто исследователи попросили обычных людей некоторое время носить значок «Я поддерживаю местное онкологическое сообщество». Затем попросили испытуемых и контрольную группу сделать пожертвование для этого сообщества. В итоге те, кто носил значок, сдавали в два раза больше денег, чем те, кто ходил без значка.

Если сотрудники начинают вести себя безопасно, это формирует у них установку, что они — те самые работники, которые ведут себя безопасно. Только теперь это убеждение подкреплено поведением, в отличие от ситуации из факта 1.
Отсюда следует простой вывод
Если мы добьемся того, что наши сотрудники станут вести себя безопасно, они начнут считать, что это и есть единственно верный порядок работы.
Как изменить поведение?
Теперь дело за трансформацией поведения сотрудников. Тут помогут выработанные привычки. Согласно исследованиям, примерно 45% времени обычного рабочего дня человек проводит на автомате: чистка зубов, завтрак, путь на работу, некоторые рабочие задачи, посещение магазина. Жить, работать, взаимодействовать с другими в подобном режиме автопилота нам помогают привычки. Они разгружают мозг, позволяют концентрироваться на действительно важных вещах и решать сложные комплексные задачи. В противном случае мы бы не смогли выйти с кухни, вся мозговая активность ушла бы на приготовление омлета.

Итак, большую часть нашей деятельности мы выполняем, руководствуясь привычками. Это энергетически выгодно и комфортно для мозга. Дело остается за малым — развить необходимые привычки.

Поведенческий аудит безопасности (ПАБ)
Практика ПАБ поможет сформировать у сотрудников компании нужные привычки в сфере безопасности. Главный фокус ПАБ — помочь сотрудникам осознать, как поступать правильно, и закрепить у каждого эти паттерны на уровне неосознаваемой привычки: чтобы работник рефлекторно пристегивался в любом транспортном средстве, надевал каску при входе на объект, отключал подачу электричества при ремонте станка. Сотрудник не должен задаваться вопросом, как поступать правильно и безопасно, его тело должно машинально выполнять все необходимые действия.

Формирование полезной привычки — долгий, рутинный процесс. Исследовательница Филиппа Лэлли опытным путем выяснила, что для того, чтобы новое действие стало привычным и регулярным, требуется от 18 до 264 дней. Так как специфика работ ПБиОТ может включать сложные комплексные задачи — управление рисками, разработку плана действий в чрезвычайных ситуациях и мер по их устранению, — на формирование у работников крепких и устойчивых привычек лучше закладывать не меньше года.
Регулярность — важный момент для понимания практики ПАБ. Недостаточно провести один инструктаж безопасности, его важно повторять снова, и снова, и снова, и снова. Ключевой фактор успеха — терпение. Оно поможет преодолеть любое сопротивление, лень, невнимательность или игнорирование.
Почему ПАБ работает?
Повтор.
Рабочий процесс сотрудников на производстве состоит из повторяющихся шаблонных действий. Следовательно, есть основа для выработки привычки, поскольку это тоже регулярное повторяющееся действие.
Аргументация «от противного» не выполняет своей задачи.
Есть множество неправильных способов совершить какое-либо действие и всего несколько вариантов, как выполнить его правильно. Лучше сделать выбор в пользу демонстрации верного способа, чем раз за разом проговаривать, как делать нельзя. Работник все равно не запомнит все ошибочные методы. А как делать правильно — выучить способен.
Фиксация на правильном поведении.
Когда человек выполняет свою работу безопасно и знает, что  так делать правильно, вступают в силу гордость за себя и механизмы вознаграждения.
Ликвидация рисков.
ПАБ позволяет сотруднику «забыть о безопасности». Звучит парадоксально, но, натренировав привычку вести себя безопасно всегда, он может не думать об этом постоянно и сфокусироваться на лучшем выполнении работы.
Практику ПАБ мы внедрили на производстве одной крупной горнодобывающей компании. Подробности рассказали в кейсе.
Если у вас есть задача улучшить безопасность в вашей компании, отправьте нам запрос. Мы с радостью поможем.