Что мешает росту вовлеченности сотрудников

~ 5 мин
Полина Дымова,
методист
TOT-Consulting

Как учесть психологические особенности и повысить отдачу от инвестиций в персонал

статья
Эксперт внутренних коммуникаций
Вовлеченные и мотивированные сотрудники — мечта любого собственника и топ‑менеджера. Ежегодно компании тратят значительные бюджеты на повышение показателей вовлеченности: проводят исследования, разрабатывают планы, намечают мероприятия и назначают ответственных. К сожалению, подобные действия не всегда приносят желанную выгоду. В чем же дело?

Звучит парадоксально, но одна из ключевых ошибок работы с вовлеченностью — много дела и мало слов. Компания разворачивает бурную деятельность по улучшению внутреннего климата, но забывает рассказать об этом сотрудникам или ограничивается формальным отчетом и рассылкой. Почему же персонал не замечает усилий руководства? Ответ кроется в глубинах человеческой психики.

Негативные события производят большее впечатление.

Факт №1
В 1998 году в Университете Огайо провели эксперимент. 25 мужчин подключили к аппаратам ЭЭГ, измеряющим активность мозга. Испытуемым демонстрировали 36 разных картинок. Среди них встречались нейтральные, которые служили для контроля за экспериментом, позитивные и негативные. Позитивные — огромная миска мороженого или пицца, а негативные — мертвые животные. В итоге выяснилось, что негативные изображения в краткосрочной перспективе производят более сильное возбуждение головного мозга, чем позитивные.

К хорошему быстро привыкаешь.

Факт №2
В 70-х годах прошлого века американские исследователи отслеживали уровень счастья победителей лотерей и людей, которые из⁠-⁠за несчастных случаев потеряли подвижность ног. Закономерно, что первые сначала переживали прилив дикого счастья из-за свалившихся на голову денег, а вторые погружались в депрессивное состояние из-за трагических перемен в жизни. Но по прошествии года обе группы исследуемых возвращались к тому уровню счастья, что был в их жизни до случившегося.

Ученые назвали это явление «гедонистической адаптацией». Древние выражались более кратко и емко: «Все проходит. И это пройдет». Это один из защитных механизмов нашей психики, который со временем снижает воздействие сильных эмоциональных событий и поддерживает стабильно нейтральный уровень удовлетворенности жизнью.

Ограниченность внимания.

Факт №3
Мы поражающе невнимательны. Настолько, что даже не осознаем масштаба этого явления. Изменение деталей, повышенная концентрация на определенном объекте, особые окружающие обстоятельства могут застать нас врасплох и сыграть злую шутку с нашим вниманием. Так, водитель, сосредоточенный на транспортном потоке впереди, может не обратить внимания на машину, выезжающую сбоку. Это слепота невнимания, о ней мы рассказали в отдельной статье.

Есть и еще один эффект под названием «слепота к изменениям» — он возникает как при резких, так и при постепенных преобразованиях окружающей среды. Так, если внезапно изменить внешность нового и еще не знакомого собеседника — половина людей ничего не заметит. С другой стороны, мы не замечаем плавных перемен: сама постепенность трансформации и является причиной, почему мы не видим, как меняется ситуация. Вспомните родителей, которые постоянно видят, как растет их ребенок, но при этом как бы не воспринимают процесса его взросления. Зато когда другой человек видит ребенка спустя некоторое время, он замечает, как тот подрос.

Влияние психологических особенностей на вовлеченность

Так как негативные события приводят в большее возбуждение, именно они становятся причиной неформальных обсуждений и циркулирующих слухов. Сотрудники быстро привыкают к изменениям и перестают их замечать, особенно если масштаб перемен небольшой или они касаются гигиенических факторов (условий труда, размера заработной платы, правил и стиля управления). Сосредоточенность на рабочих задачах может помешать вообще обнаружить какие-либо изменения. А слепота к изменениям не даст работнику обратить внимание на крупные, но постепенные перемены в рабочих условиях.
Вывод
Человеческую психику переделать невозможно. Поэтому остается системная регулярная работа по внедрению коммуникационных практик, поддерживающих изменения, которые происходят в компании.

Как с этим работать

Любое событие, мероприятие, улучшение должно получать полноценную информационную поддержку. Каждому сотруднику компании нужно обеспечить полную и четкую картину того, что происходит в компании, куда она движется, какие цели перед ней стоят и какова его личная роль в происходящем.
Если какие-либо мероприятия не успели реализоваться — сообщите об этом, укажите причину отмены или переноса, расскажите о своих планах на будущее. Подобная открытость формирует доверие, запускает следующий цикл работы с вовлеченностью и, главное, помогает персоналу заметить и оценить усилия компании по улучшению их жизни.

Внутренний институт агентов влияния

Для успешного информирования необходимо использование микса каналов коммуникации, чередование различных форматов, чтобы каждый сотрудник, вне зависимости от привычек или возможностей, точно получил сообщение компании, понял его и принял к сведению.

На бумаге все выглядит гладко и красиво. Но как решить вечную проблему нехватки ресурсов, особенно если у вас десятки тысяч сотрудников с разными компетенциями, графиками работы и географическим размещением? Поможет штат специально отобранных внутренних экспертов, которые будут решать эти задачи. Преимущества наличия в штате команды экспертов вовлеченности:
Ответственный сбор, подготовка и передача новостей сотрудникам
Учет специфики каждого подразделения, разговор на одном языке с работниками
Комбинация вербального и невербального общения, способствующая росту доверия к спикеру
Работа с возражениями, пояснения, ответы на вопросы сотрудников
Сбор обратной связи, измерение климата внутри коллектива
И самое главное преимущество — универсальность. Внутренние эксперты, помимо информирования, способны проводить обучающие мероприятия, улучшать корпоративную культуру, курировать и координировать проекты изменений и бизнес‑инициативы компании.

Что ещё стоит прочитать по теме

Кейс с описанием коммуникационной кампании по улучшениям, внедренным в компании по итогам исследования вовлеченности
Наш подход к работе с вовлеченностью сотрудников
Шпаргалка по работе с корпоративными мифами
Получили результаты опроса и не знаете, с чего начать? Планируете или уже внедрили проекты изменений в вашей компании? Напишите нам, мы подскажем, как выстроить стратегию информирования сотрудников, чтобы ваши усилия не пропали даром.