~ 5 мин

Воспитание лидеров на базе корпоративных ценностей

Четкие ориентиры

статья
Инна Журавлева,
методист
TOT-Consulting
Эксперт по работе с HR-брендом
Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю
Архимед
Мир стремительно меняется, и бизнес возглавляет эти перемены, поскольку технологические и организационные инновации легко превратить в УТП. Поэтому каждый лидер должен учиться, но возникает вопрос — чему? Нужен навигатор, который поможет ориентироваться в море знаний, и для бизнеса в этой роли выступают корпоративные ценности.

Основа подхода

Традиционные программы развития лидерства сфокусированы на развитии конкретных компетенций и навыков: управление изменениями, искусство выступлений и презентаций, принятие решений и т. д. Нисколько не умаляя важность этих аспектов, хотим отметить, что сейчас они превратились в лидерский минимум. Все это знать необходимо, но этого уже мало. Исследования показывают, что истинные лидеры коллектива формируются благодаря глубокому пониманию и принятию корпоративных ценностей.

Мы подготовили пошаговый алгоритм внедрения корпоративных ценностей в программы подготовки и развития лидеров.
Например, при обучении делеги­рованию полномочий лидеры должны быть внимательны к интересам команды (ценность «Уважение к людям»).
Программа развития лидерских навыков строится вокруг ценностей компании. Каждое упражнение и задание должно быть практичным и предназначаться для тренировки применения ценностей в реальной профессиональной деятельности.

Планирование содержания программы

Приведем пример типичного сценария деловой игры, где участник выступает в роли менеджера проекта. Ему нужно принять непростое решение: согласиться на заказ клиента с нарушением сроков и получить деньги — или отказать клиенту, сохранив репутацию компании (ценность «Надежность и соблюдение обязательств»).
Стоит отдавать предпочтение методикам, которые повышают вовлеченность и глубину усвоения материала.

Методики активного обучения

Ролевые игры. Воссоздаются ситуации выбора между краткосрочной выгодой и соблюдением ценностей.
Деловая игра. Моделирование рабочих ситуаций, где необходимо принять ответственное решение, исходя из ценностей.
Case-study. Лидеры занимаются реальной проблемой компании и находят решение на базе ценностей.
Например, группа учащихся делится на команды, каждая из которых оказывается в ситуации выбора: нарушить установленные стандарты качества продукции или уложиться в сроки поставки (ценность «Качество превыше всего»). Далее проходит общее обсуждение найденных решений.
Во время принятия управленческих решений лидерам постоянно приходится сталкиваться с выбором между приверженностью принципам и возможностью сделать быстрее, удобнее, выгоднее. Во время обучения участники обсуждают сложные случаи из собственной практики или специально разра­ботанные примеры, связанные с необходимостью соблюдать корпоративные ценности. Подобные дискуссии помогают развить критическое мышление и освоить грамотные подходы к решению сложных ситуаций.

Внимание к этическим дилеммам

К примеру, директор может рассказать о том, как соблюдение принципа прозрачности позволило избежать конфликта с клиентом и заключить крупный контракт (ценность «Открытость и честность»).
Для усиления практического наполнения программы стоит приглашать ведущих специалистов и топ-менеджеров компании. Они поделятся историями успеха из собственной практики, иллюстрируя правиль­ное применение ценностей компании. Кейсы сопровождаются конкретными указаниями к действию, показывая, каким образом ценности помогли решить сложную задачу или привели бизнес к существенному прогрессу.

Разбор успешных кейсов

Пример подобного задания: участник выбирает одну из корпоративных ценностей и разрабатывает персональный план действий по применению этой ценности в ближайшие полгода.
Лидер получает задание самостоятельно проанализировать личный опыт и разработать индивидуальный план по применению ценностей в ежедневной работе. Задания выполняются поодиночке или в малых группах и представляют собой мини-проекты по совершенствованию лидерских качеств.

Индивидуальные задания и самостоятельная работа

По завершении обучения необходимо проверить, насколько участники усвоили знания и готовы их применять на практике. Аттестация может включать тесты, презентации проектов, а также получение обратной связи от коллег и подчиненных.

Оценка прогресса

Заголовок

Обучение лидеров, основанное на корпоративных ценностях, дает компании ощутимые долгосрочные преимущества. В результате организация получает не просто профессионалов с развитыми управленческими навыками, а людей, которые умеют соотносить свои решения с ценностными установками компании. Каждый руководитель действует не только эффективно, но и в духе корпоративной культуры. Мы много рассказываем об обучении и развитии руководителей — о том, как формировать культуру лидерства, основанную на ценностях и ответственности.

Кроме того, подобные программы способствуют росту лояльности сотрудников и укрепляют чувство сопричастности общему делу. Лидеры начинают воспринимать себя не просто частью компании, а носителями и проводниками ее ценностей. Это, в свою очередь, повышает удержание талантов и создает основу для устойчивого развития бизнеса, где ценности становятся не лозунгами, а реальными ориентирами в ежедневной работе.
Текст