~ 5 мин

HR-бренд

Елена Морозова,
тренер-консультант
TOT-Consulting
Что делать, если он начинает работать против компании?
Эксперт по работе с HR-брендом
статья

HR-бренд

Это образ компании в глазах окружающих: сотрудников, партнеров, конкурентов, СМИ, кандидатов на рынке труда и т. д. HR-бренд работает в интересах бизнеса, в том числе для привлечения и удержания лучших специалистов. Он является отражением внутреннего состояния компании и опирается на корпоративную культуру. Кроме того, на бренд влияют деятельность компании, ее стратегия и решения — в комплексе это воздействует на ее внутреннее самовосприятие и публичный образ.

И last but not least. Бренд работодателя — это еще и своеобразное зеркало, в которое компания время от времени смотрится, чтобы увидеть, соответствует ли отражение мысленному образу (видению). Это помогает осознать, что в компании хорошо, где нужно немного подтянуть те или иные показатели, а где не обойтись без глубоких изменений.

Сбой работы

HR-бренд — крайне полезный инструмент для бизнеса. Привлекает профессионалов в команду, удерживает сотрудников, вызывает доверие у контрагентов. Но иногда случаются неприятности, и бренд начинает работать против компании. Давайте разберемся, почему так происходит.
Важный дисклеймер!
Каждый случай сбоя HR-бренда уникален. У каждой компании свои уникальные условия и обстоятельства. В статье мы приводим универсальные рецепты, которые работают в большинстве случаев. Но для более точного подбора алгоритма действий советуем обратиться к нам напрямую.

Как распознать проблему?

Какие симптомы могут указывать на то, что с брендом не все в порядке?
Низкая вовлеченность сотрудников
Репутационные риски в истории компании, например неудачные высказывания предста­вителей компании, просочившиеся в инфополе, или нарушения профессиональной этики
Высокая активность на антиработных сайтах, преобладание негативных отзывов о компании в сети
Долгий срок закрытия вакансий, проблемы с наймом «дефицитных» специалистов
Высокая текучка

Давайте разбираться

Итак, вы заметили, что в компании происходит что‑то неладное с брендом работодателя. В первую очередь необходимо разобраться в ситуации и составить полную картину проблемы. Мы разработали пошаговый алгоритм, как провести аудит бренда, чтобы выявить его сильные и слабые стороны:
Сравните свой HR‑бренд с брендами конкурентов. Это поможет выявить области для улучшения.
Организуйте серию интервью с сотрудниками, соискателями, увольняющимися. Задавайте вопросы об имидже компании: что они больше всего ценят, что их привлекает, какие подводные камни есть в рабочих процессах. Особое внимание — exit‑интервью. Что стало основной причиной ухода специалиста? При каких условиях он бы остался?
Проведите оценку мифов о компании среди сотрудников и их соответствия реальности.
Проанализируйте информацию о найме. Как долго заполняются вакантные должности? Каков коэффициент принятия предложений? Работники какого уровня откликаются на вакансии?
Проанализируйте веб‑сайт компании на предмет соответствия бренду. Обратите внимание на ToV, язык и визуальные элементы. Устаревший, неадаптивный или малоинформативный сайт создает негативное впечатление о компании на рынке труда.
Отслеживайте упоминания и обсуждения HR‑бренда в соцсетях для оценки восприятия бренда сотрудниками и кандидатами.

Картина ясна! Что делать?

Качественный всесторонний анализ может показать глубину проблемы. Но ситуацию можно выправить:
Проверяйте свои действия цифрами: анализируйте соцсети и проводите регулярные опросы внутри и вовне компании.
Публично рассказывайте о положительных изменениях, развенчивайте мифы, наладьте неформальное общение с сотрудниками. Это укрепит эмоциональную связь внутри команды.
Используйте соцсети для продвижения HR‑бренда и взаимодействия с кандидатами и сотрудниками. Начните открытое и честное общение, это привлекает людей и вызывает доверие.
Контролируйте коммуникацию бренда во всех каналах: веб‑сайт, соцсети, рассылки и внутриком. Если необходимо, разработайте новую коммуникационную стратегию на базе общей стратегии компании.
Привлекайте сотрудников к процессу формирования бренда. Вспомните все вместе, что вас раньше драйвило и мотивировало работать.
Пересмотрите базу — стратегию компании. Четко определите основные ценности и видение HR‑бренда.

Не доводи до предела

Как и любой инструмент, HR‑бренд требует регулярного ухода и профилактики. Это гораздо дешевле и выгоднее, чем проводить антикри­зисные мероприятия. Что мы советуем делать:
Время от времени пересматривайте HR‑бренд, чтобы убедиться, что он соответствует потребностям организации и запросам рынка труда
Инвестируйте в обучение и развитие команды
Выстраивайте диалог, в том числе неформальное общение
Регулярно напоминайте сотрудникам обо всех возможностях, которыми они могут воспользоваться в компании
Создайте позитивный опыт для сотрудников
Установите четкие ценности бренда и следуйте им
HR-бренд требует внимания и постоянной работы. Но все эти усилия не пропадут даром и привлекут в вашу компанию лучших специалистов, которые помогут завоевать и удержать лидерство на рынке.